Помню, когда я был учеником второго класса, наша учительница Александра Борисовна Оноприева на уроке труда зашла в лаборантскую и вынесла оттуда какие-то плоские коричневые коробочки. Мне и моим одноклассникам было очень интересно, что же там такое. И когда она стала раздавать каждому из нас эти коробочки, я сквозь прозрачную крышку увидел, что там находится металлический конструктор. Нашему восхищению просто не было предела! Мы все с удовольствием что-то конструировали, собирали вместе в единое целое различные пластинки и уголки, скрепляли их болтиками и гайками, используя для этого маленькую отвёртку и гаечный ключ.
С тех пор прошло уже больше 30 лет, но память о том конструкторе глубоко врезалась мне в память.
И в этом году после открытия Точки Роста мне удалось пережить практически те же эмоции и чувства, когда к нам пришли комплекты по робототехнике. В нашей школе нет ни одного мальчишки, который бы остался равнодушными к этим замечательным конструкторам. Даже некоторые девочки нашей школы проявляют интерес к робототехнике.
Робототехника интересна и полезна для школьников. Она позволяет охватить очень большой пласт знаний и компетенций, показать ребенку их взаимосвязь, развить принципиально новые навыки. Среди них и критическое мышление, и творческий подход к решению задач, работа в команде, креативность, адаптация, кодирование, различные коммуникативные навыки, а также – ответственность, умение систематизировать собственные действия, развитие пространственного восприятия и отношений между объектами и субъектами. Кроме того, конструируя, собирая, программируя робота, ребенку требуются самые различные знания из математики, информатики, физики, инженерии, а иногда даже химии и биологии.
Создание робота в формате образовательной робототехники должно приводить не просто к появлению движущейся машинки или предмета, выполняющего заданный алгоритм действий, а к реализации проекта с заранее запланированным результатом посредством робота.
Для создания робота ребенку потребуется не просто его собрать, расставить датчики и подвести привод, но и разобраться с множеством других вопросов, напрямую с конструированием робота не связанными.
Также важно заметить, что робототехника неразрывно связана с программированием, а в жизни программирование может быть слишком сложным и утомительным для ребенка, если изучать его с помощью традиционного абстрактного метода. Но в случае робототехники ученик имеет возможность управлять физическим роботом и сразу видит, что идет не так, на практике узнает предел возможностей технологий, понимает, что роботы могут и не могут делать.
Кроме всего вышесказанного, робототехника позволяет развить так называемое вычислительное мышление. Проектируя и создавая роботов, мы учимся абстрагироваться от концепций, разделять большую проблему на мелкие части и предлагать решения, которые могут быть представлены в виде последовательности инструкций и алгоритмов.
Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями. Это необходимо, так как наша жизнь просто изобилует различной высокотехнологичной техникой. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и делает дальнейшее развитие технологий более стремительным.
Олег Золотарёв
Фото автора
|